Вторник, 19.03.2024, 06:13
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
...
Меню сайта
Телефон доверия
ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ
Администрация
Горячая линия
НАВИГАТОР ДОПОБРАЗ
Госуслуги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВЫПУСК-2020
СТОП-КОРОНОВИРУС
Реализация...
МИНОБРНАУКИ
ДЕПАРТАМЕНТ
Роскомнадзор
Учительская газета
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Дни воинской славы
Праздничные даты
Праздники России
Архив записей
Вход на сайт

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. http://fgosreestr.ru


Приказ от 11.12.2017 г № 444 -п "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому на территории Брянского района" смотреть
Внутренняя документация ОО по вопросу организации обучения на дому смотреть
 
Нормативные документы смотреть

pdf 24.08.2017
Приказ № 1653 от 17.08.2017 года «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2017-2018 учебный год»

Создана горячая линия по вопросам обеспечения условий доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей информирует, что в целях оказания консультационной поддержки по вопросам выполнения мероприятий в соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", организовано консультирование в режиме горячей линии по телефону: 8-800-700-73-99.


Перечень мероприятий и целевых показателей (индикаторов), реализованных за 2015 и 2016 годы  для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг смотреть

Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг смотреть

Отзывы о качестве созданных условий доступности направляйте по почте h131080@yandex.ru или по телефону 94-16-45

Анкета

Целью данного опроса является изучение вопроса обеспечения потребности инвалидов в доступности социальной среды жизнедеятельности). перейти


Приказ от 20 февраля.2017 г. №  56 -п "Об утверждении Положения об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Брянского района смотреть


Методические рекомендации

Важнейшей проблемой, с которой столкнулись школы после введение в действие ФГОСов для школьников с ОВЗ, является отсутствие навыка составления адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с различными видами и выраженностью ограничений. Сейчас появился очень удобный ресурс, который может помочь в этом школьным специалистам: новый электронный Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития  создан  ... Читать дальше »

Автономная некоммерческая организация «Научно–методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (далее – АНО «НМЦ «СУВАГ») на протяжении многих лет успешно занимается на территории Российской Федерации решением актуальных вопросов образования детей, социальной адаптацией и интеграцией лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.http://suvagcentr.ru/​


 

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья. смотреть

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

 

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Нормативно-правовая база инклюзивного образования

Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Приложение к письму Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;

Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;

Приложение к письму Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»;

Приложение к письму Минобрнауки России от 26 мая 2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов»;

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 14 января 2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.pdf;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Письмо Минобрнауки России от 15 декабря 2015 г. № МОН-П-5178 «О показателях динамики обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 28 сентября 2015 года № 8, раздел II, п. 4);

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 7 декабря 2015 г. № 07-4178 «О проведении урока Доброты»;

Приложение к приказу Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»;

Приложение к письму Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на 2016–2020 гг.


ГГосударственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Озёрный» начал свою деятельность в августе 1999 года.

Учредителем является Управление социальной защиты населения Брянской области.

Со дня основания Центра его возглавляет Лагутенкова Татьяна Петровна. За этот период прошли реабилитацию и оздоровление более 7,5 тысяч детей.

Располагается в природоохранной зоне, на территории 12 га, в сосновом бору, на берегу озера. Территория ограждена, благоустроена, озеленена, освещена в ночное время, оборудованы пешеходные дорожки с твердым покрытием, места для отдыха.

Целебный сосновый воздух, благоприятный климат формируют условия оздоровления детей и подростков и являются неотъемлемой частью реабилитации.

Питание

Столовая располагается в одном зале на 120 человек. В центре разработано прекрасно сбалансированное высококалорийное 6-разовое питание для детей по 10 дневному меню. При этом каждому пациенту может быть подобран тот диетический стол, который ему необходим.

  • Диетическое питание в центре организовано по показаниям:
  • стол №5 –заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей;
  • стол № 9 – сахарный диабет 1 и 2 типа;
  • стол № 15 – общий стол.

Витаминизация (соки, фрукты, витамины). 

Размещение

Проживание осуществляется в двух благоустроенных корпусах для детей и подростков, в четырёхместных номерах с удобствами на блок. В номере кровати, тумбочки, шкаф, стол и стулья. Также есть благоустроенные одноэтажные коттеджи «Мать и дитя». Коттедж на 4 комнаты с гостиной и удобствами на блок.